Отпустить нельзя отказать И в заключение поговорим о самом важном вопросе: можно ли все‑таки отпускать лекарства по недействительным рецептам, если они не должны оставаться в аптеке? Здесь надо помнить старый принцип «не навреди». И не навреди, в первую очередь, себе самому. На сегодняшний день нет нормативно-правовой основы для отпуска и реализации лекарственных препаратов по рецептам (даже формы N 107–1/у), признанными недействительными. Отпуск по недействительному рецепту является грубым нарушением лицензионных требований, о последствии которых уже было упомянуто выше. Помните, что решение об отпуске (розничной реализации) препаратов, это на 100 % исключительная ответственность аптечного работника.
Как же вести себя с посетителями аптеки, чей рецепт оказался неправильно оформленным? Здесь можно воспользоваться определенными заготовками, которые позволят посетителю понять, что отказ в лекарствах — это не личная прихоть первостольника, а исполнение норм законодательства.
Вот некоторые примеры: — К большому сожалению я не смогу отпустить вам лекарства по этому рецепту.
— Рецепт выписан с нарушением установленных Министерством здравоохранения правил. (далее перечисляются нарушения). Вам следует обратиться к врачу и переоформить рецепт.
— Очень жаль, но, если я отпущу вам лекарства по этому рецепту, меня и аптеку могут оштрафовать на 200 тыс. рублей.
— Чтобы этого не повторялось, мы обязательно поставим в известность главного врача поликлиники об этом неправильно выписанном рецепте, и врачу укажут на упущения в его работе.
— Я разделяю с вами негатив этой ситуации, но риск серьезного штрафа не дает мне права отпустить это лекарство. Надеюсь на ваше понимание.
— Вам следует обратиться к врачу, чтобы он верно оформил рецепт. И мы постараемся сделать скидку на лекарство за ваше дополнительное беспокойство.
Чтобы закрепить эти навыки в повседневной работе, можно использовать простые упражнения:
На листе бумаги (компьютере) запишите все сценарии общения, которые вы когда‑либо использовали при обслуживании клиентов с неправильно выписанными рецептами.
Затем расположите все эти сценарии в порядке частоты их использования вашими покупателями.
Теперь, напротив каждого сценария запишите свои ответы, которые мы советовали вам, или удачные примеры ответов из собственного опыта.
Выучите наизусть эти сценарии.
Как только вы услышите от покупателя знакомые вопросы и возражения, используйте подготовленный ответ. Если он помог преодолеть возражение, отметьте это в своем списке и продолжайте им пользоваться. Если ответ окажется неудачным и не сможет снять возражение, вернитесь к пункту 3 и придумайте новый ответ на то же самое возражение. И так повторяйте до тех пор, пока не найдете по обсуждаемой проблеме эффективные фразы при работе с клиентами.