- Какие риски связаны с внедрением данной системы?
- Угрозы, конечно, есть. Первая угроза – подорожание продукции! В большей степени она может затронуть недорогие лекарства, причем существенно. Это то, чего допустить нельзя.
Если говорить о затратах производителей, дистрибьюторов и аптечных организаций, то они будут составлять от 2% до 4% от общего объема рынка. И чтобы компенсировать их, по моим прогнозам, они будут вынуждены повысить цену на лекарства на 4-8%. И особенно чувствительным является сегмент недорогих и доступных препаратов для населения!
С чем связаны расходы? Во-первых, это приобретение оборудования. Производитель должен купить специализированное оборудование и программное обеспечение. Это очень высокие затраты. Одна такая установка стоит около 150 тысяч евро и ее необходимо устанавливать на каждую производственную линию. Это минимум по 3 линии на каждом небольшом предприятии – минимальные затраты производителя от 450 тысяч и до 1 миллиона евро!
Казахстанские производители только провели сложное перевооружение, внедрили международные стандарты GMP. Теперь нужно учесть дополнительные затраты, связанные с необходимостью реконструировать, так называемые, «чистые помещения», в которых сейчас для установки оборудования по маркировке может не оказаться места. Это дополнительные затраты и возможно временная остановка отдельных производственных линий.
Готовы ли наши производители? Нет. Это будет серьезным ударом по развивающейся индустрии.
Подобное оборудование частично также предстоит закупить дистрибьюторам, которые самостоятельно будут проводить все процедуры. На финальном уровне, т.е. на уровне аптек, нужны специальные сканеры, через которые будут проходить лекарственные препараты. Это также расходы от 300 до 500 евро.
Во-вторых, это оплата за единицу кода маркировки. В России уже третий год реализуется эксперимент по маркировке лекарств двухмерным штриховым кодом по аналогии с европейской системой. Сейчас предложено изменить систему маркировки, добавив в нее механизмы криптозащиты. В данном случае код для каждой упаковки лекарств будет генерировать не производитель, а уполномоченная на выполнение данной функции организация, имеющая специальное программное обеспечение. Таким образом, все производители будут платить примерно по 50 российских копеек за код, наносимый на каждую упаковку! Приведу немного цифр. По данным IQVIA, в 2017 году объем казахстанского фармацевтического рынка в натуральном выражении составил 681,9 млн упаковок, из них казахстанского производства - 192,5 млн упаковок. Не сложно подсчитать, если стоимость генерации кода в РК будет такой же как в РФ, минимум примерно 1,9 млрд тенге ежегодно будет уплачиваться за генерацию кода, из которых от 500 до 600 млн тенге придется на долю казахстанских производителей (подсчет приблизительный)! Помимо затрат на оборудование, программное обеспечение и генерацию каждого года, имеются еще один минус. По результатам консультаций с зарубежными производителями оборудования для маркировки, стало очевидным, что при нанесении нового кода возрастет объем бракованной бланочной продукции на 20-40%! Это также наложит отпечаток на конечную цену продукции.
Вторая угроза – снижение экспортного потенциала и изоляция отечественной фармацевтической индустрии. В большинстве стран мира лекарственные препараты маркируются кодом Data Matrix без дополнительной криптозащиты. Такой код применяется в странах ЕС и полностью устраивает участников казахстанского фармацевтического рынка. На территории ЕАЭС будет формироваться общая система прослеживаемости медицинской продукции, и за основу, скорее всего, будет принят именно российский опыт. Ведь из всех стран ЕАЭС Россия дальше всех продвинулась в плане отработки системы маркировки и прослеживания фармацевтической продукции. Кроме того, российский рынок является самым крупным, и производители стран ЕАЭС в любом случае будут ориентироваться на него. Именно поэтому, мы пристально наблюдаем за экспериментом, который сейчас реализуется в России. И, конечно, нас очень волнуют принимаемые там решения. Так, в конце 2018 года в РФ было предложено добавить к основному коду, так называемый, «криптохвост». Однако это будет способствовать росту расходов, и наша промышленность станет неконкурентоспособной, а импортеры задумаются стоит ли нести такие расходы и ввозить к нам продукцию. Кроме того, при этом все препараты, ввозимые из ЕС, где принят код Data Matrix, должны будут изменить маркировку, что может повлечь большие проблемы.
Наша отрасль находится в процессе внедрения двух сложных регуляторных инициатив. С одной стороны в этом году начинается регулирование цен, с другой стороны – вводится маркировка продукции. И это все на финале этапа внедрения международных стандартов GMP, где казахстанские производители проводили серьезные инвестиционные вложения по модернизации. Естественно, что все это серьезно может повлиять на эффективность предприятий.